• CLAES ROSEN - STARLIGHT (BLOOD GROOVE & KIKIS REMIX)
Профессиональная молодежная радиостанция
танцевальной электронной музыки
  • Интенсивный курс «Радиостарт» набирает группу. Звоните прямо сейчас +7-922-205-28-05, чтобы записаться на кастинг! Екатеринбург, ул. Первомайская, 56 - оф. 625
  • Радио Вышка теперь есть в Viber и в Whats App, пиши +7-922-298-52-72
  • Скачивай приложение "Радио Вышка" для IOS, Android или Windows Phone и наслаждайся любимой музыкой!
Главная / Новости / Обзоры / Нам нужна мечта
RSS-канал новостей

Нам нужна мечта

Нам нужна мечта
18.04.2016

Рецензия на оперу «Сатьяграха»  в Екатеринбургском театре оперы и балета

 «Изо дня в день нас несет время безотрадной жизни, но наступает момент, когда приходится взваливать ее груз на собственные плечи».
А. Камю «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» 

 «Отрешенный, исполненный религиозной чистоты, мудрый человек, отринувший сомнения, не гневается на несчастье и не привязывается к благу» – выводится перевод с санскрита на русский на экранах Екатеринбургского оперного. На сцене «Сатьяграха» Филиппа Гласса поставленная Тадэушем Штрасбергером.

Когда начинают говорить о екатеринбургской «Сатьяграхе», не забывают тот факт, что это премьера для России, а также, что над постановкой работала мультинациональная команда: художница по костюмам - американка, режиссер из Великобритании, а дирижер-постановщик из Чехии.

За три акта оперы мы погрузимся в бесконечные репризы и минималистичные вариации и опевания. «Сатьяграха» не традиционное произведение, классической оперы мы не услышим, зато сможем замечательно помедитировать. Длинная, уже начинающая казаться монотонной, увертюра. Подбегают запоздавшие зрители. Зал наполняется, еще шумит программками и билетами. А увертюра все льется и льется, будто оркестр вовсе забыл, что есть какие-то слушатели-зрители, повторяет один мотив. Напряжение накаляется. Мелодия разгоняется. Зал замирает в ожидании. Открывается занавес.

На сцене синие мужчины, напоминают героев «Аватара», но нет – это индийские боги Арджуна и Кришна, первый – принц-воин, его убеждают принять участие в битве с помощью философских максим индуизма. Позже мы увидим Льва Толстого, Рабиндраната Тагорора и Мартина Лютера Кинга, которые повлияли на Махатму Ганди – главного героя произведения, человека изменившего мир.  «Сатьяграха» растопчет ваши ожидания какого-либо сюжета, он тут просто не предусмотрен. Все действие похоже на сон, глубокое погружение в транс после медитации. Перечисленные персоналии всплывают, как воспоминания или фантазии Ганди, к которым он пришел, постигая философские истины. Придем к ним и мы.

Возвращаемся к синим мужчинам, пока они обмениваются золотыми атрибутами царской власти и поют на санскрите про необходимость и вред вмешательства в чужие судьбы, партер наполняется певцами хора, облаченными в сари. Маленькие огоньки в их ладонях и мелодия, совсем уже ставшая мантрой, превращают зал в место для какого-то мистического ритуала. Хоровод по залу погружает зрителя в транс и перемещает в воспоминания Ганди. Действие возвращается на сцену – исторические события сменяют друг друга, духовые и струнные напрягаются в оркестровой яме, чтобы на сцене легко звучали призывы к свободе, сражаться за которую нужно мирно. Концепция ненасильственной борьбы Махатмы Ганди объединяется с максимами о стремлении к истине.

Глубокая сцена превращается то в огромную плантацию, то в зал суда. Свет и мультимедиа проекции на полупрозрачных занавесах  дополняют атмосферу. В последнем акте появляется киноэкран, с него Мартин Лютер Кинг произносит свою речь «Ihaveadream» - кульминация, в этих словах объединяются смыслы индуизма и главная мысль «Сатяграхи» от Штрасбергера. Это точка выхода из транса – снова зал наполняют люди с фонариками, снова мантра, финал. Мы снова живем обычной жизнью.

Анастасия Сидорова, радио Вышка

Назад